Музеи Чехии

Муниципальный музей. Появление Национального музея в Чешской Республике, как и в других европейских странах, связано с подарками больших частных коллекций, в основном коллекций, которые находились во владении чешских аристократов. Но не только. Была целая группа просвещенных дворян, которые занимались подготовкой основания музея. Они создали даже Содружество патриотического музея в Чехии, которое 15 апреля 1818 года подписало провозглашение об основании музея, а первым председателем Содружества стал граф Кашпар Мария Штернберг (1761-1838) - всемирно известный деятель в области палеонтологии.

Еще одно имя тесно связано с историей Национального музея, это имя историка Франтишка Палацкого (1798-1876). Его организаторский талант, и трудолюбие позволили ему быстро завоевать ведущую роль и уважение среди представителей чешского национального движения.

Благодаря его усилиям укрепилось положение исторических дисциплин в музее. Большое значение для музея и научной жизни Чехии сыграло основание первых научных журналов, Журнала Национального музея (1827) и Матице чешска (1832), в которых печатались научные и литературные работы. Инициатором создания этих журналов был именно Франтишек Палацкий.

Чешский музей музыки

Новый музей находится в бывшем костеле святой Марии Магдалины в стиле барокко на Малой Стороне в Праге.

Koстел, в котором раньше в разные времена располагались почта, казарма и архив, сейчас, после бережной реконструкции, превратился в прекрасный музейный дворец, посвященный феномену чешской музыки.

Новой экспозиции «Человек – инструмент – музыка» посвящен весь первый этаж здания. Ее основу составляет богатая коллекция музыкальных инструментов. Вступительная часть экспозиции рассказывает о многообразной и богатой музыкальной жизни ХХ столетия, затем посетители перенесутся в мир экспериментов, например, в мир музыки с использованием микроинтервалов.

Знакомство с экспонатами продолжается коллекцией клавишных инструментов, далее – залом смычковых к коллекции лютней и гитар, арф, духовых деревянных и медных инструментов, затем инструменты ударные и гармони, аккордеоны, баяны. Выставленные экспонаты сопровождаются изображениями игры на них в различные исторические эпохи, музыкальными записями произведений для выставленных инструментов.

Музей бетлемов в Карлштейне

В красивых интерьерах карлштейнского музея - бывшего дома священника - выставлена самая большая экспозиция бетлемов из частных собраний.

Исключительно раритетным экспонатом считается самый большой кукольный бетлем в Чехии – Карлштейнский королевский бетлем площадью 80 кв.м. кулисами бетлема является град Карлштейн с предградьем, а среди фигурок можно найти изображение 10-ти самых прославленных чешских правителей.

Далее следуют бетлемы: из хлеба, из сахара, из олова, бетлем в орешке и др.

Для детей приготовлены двигающиеся бетлемы, которые можно запустить самим.

Кроме осмотра постоянной экспозиции, здесь можно посетить подвалы в стиле барокко, навестить винный погребок и заглянуть в подземный коридор бывшего дома 14 столетия.

Нынешняя выставка «Пряничные бетлемы Средней Чехии» привлекает еще и своим ароматом. Уникальный календарь из пряников – 12 пряниковых картинок мастерицы-пряничницы Юлии Хадимовой из Стракониц интересен еще и тем, что образ каждого месяца отображает свой характерный прогноз.

Музей стекла в Новом Бору

Понятие «чешское стекло» существует уже более четверти тысячелетия. Оно является синонимом художественного изготовления изделий из высококачественной стекломассы. История стекольного производства в Чехии - очень древняя, но понадобились усилия многих поколений мастеров, прежде чем чешское стекло, усовершенствованное шлифованием и гравировкой, достигло мировой известности.

Почти все основные способы изготовления и оформления стекла применялись в древних государствах Азии и Египта. Многие из них были забыты и в их частичном обновлении сыграли свою роль чешские мастера по стеклу. Одним из главных центров производства стекла, прежде всего, рафинированного (очищенного от примеси), стала Северочешская область под Лужицкими горами Борскошеповско. Здесь уже в 13-м веке возникают первые стеклодувные цеха. Со второй половины 17-го столетия начинает сосредотачиваться большое количество художников, шлифовальщиков и граверщиков стекла.

Город Бор был основан гораздо позже. Эта область своим местонахождением создавала выгодные условия для развития торговли. Сюда привозились изделия из отдаленных чешских стекольных заводов, которые совершенствовались, а потом экспортировались. Здесь же в 18-м столетии началось изготовление чешских хрустальных люстр. С 18-го века изготовление стекла в области Борскошеповско, сохраняя традиции, беспрерывно развивалось и модернизировалось.

Лобковицкий дворец на Градчанах и музей-памятник народного прошлого

В начале 16 века дома и хозпостройки (с 13 столетия) перекупил дворянин Крайирж из Крайки, он же начал строить здесь дворец в стиле поздний ренессанс.

Строительство дворца заканчивал Ярослав из Пернштейна (владел дворцом с 1554г.), затем вновь проходили работы по реконструкции. В 1627 дворец выкупила Поликсена из Пернштейна (с ее именем связана святыня «Пражский Езулатко» и замок Нелагозевес), которая вышла замуж за Зденека Войтеха из Лобковиц. Поликсена осуществляет последнюю ренессансную реконструкцию.

Под руководством арх. Лураго 17 лет (нач. в 1651) шла перестройка в стиле раннего барокко, когда дворцом владел Вацлав Еусениус Лобковиц. Практически, в таком виде дворец сохранился до наших дней.

В 1973-1986 г.г. осуществилась полная реконструкция здания.

В настоящее время снова дворцом владеет Лобковицкий род.

В интерьерах дворца размещена постоянная экспозиция Народного музея «Памятники народного прошлого», здесь регулярно проходят выставки и концерты и другие культурные и общественные акции.

Музей вооружённых сил

Если вы любите историю, и одновременно вам не чуждо всё, что связано с армией и армейской службой, зайдите в Музей вооружённых сил и не пожалеете.

На первом этаже расположены залы, посвящённые периоду первой мировой войны, образованию первой Чехословацкой Республики, революции и гражданской войне в России.

Да, да — именно в России, но не так как вы привыкли, а как бы с другой стороны линии фронта. Здесь вы не найдёте будённовки, тачанки, маузеры и трёхлинейные винтовки Мосина, красные знамёна и первые документы советской власти.

Зато увидите форму, в какой хаживал бравый солдат Швейк и офицеры Австро-Венгерской армии, военнослужащие их союзников (кайзеровского вермахта) и противников (армий Англии, Франции, Италии, Австралии, Сербии и США), диковинные станковые пулемёты и горные пушки производства Великобритании, ордена и медали всех армий тех лет.

Памятник-музей народной письменности

Летний дворец «Звезда» располагается в огромном парке, бывшем оленьем заповеднике, в западной части города. Габсбурги построили этот дворец в XVI веке, как летнюю резиденцию. Дворец в стиле ренессанс необычен тем, что имеет в плане форму шестиугольной звезды.

А было это так. В 1530 г. Король Фердинанд I выкупил у Бржевновского монастыря землю для своего охотничьего заповедника, который назывался Новым, в отличие от Старого – т.е. Стромовки. В 1541-1563 годах проходили работы по возведению по периметру заказника каменной стены с воротами (северные, с богатым каменным порталом сохранились).

Дворец расположен в задней части заказника, как point de vue, на замыкании перспективы. Это расположение дворца имело другие выгоды: прекрасный обзор живописной местности, кроме того, ансамбль становился частью великолепного пейзажа западной пражской окраины (как Стромовка – северной).

Не надо забывать, что теперешняя упрощенная кровля (20 век), по сравнению с той, что была и в ренессансе, и в барокко, имея высоту в 2 раза меньшую, существенно проигрывает, упрощая постройку, явно теряющую в элегантности. В комплекс входили также: зал для игры в мяч с 11 открытыми аркадами, кухонный блок и неправильной формы бастионы, напоминающие лучи звезды вместо теперешней прямой стены

Музей Моцарта

Прага. Если вы любите музыку, то вам будет интересно посетить Музей Моцарта и супругов Душковых (открыт ежедневно) в Villa Bertramka, ул. Mozartova, 169 (ст. метро - Andel, затем три квартала по Plzenska и налево, на Mozartova). Здесь, в летней загородной вилле с большим живописным садом, принадлежавшей семье музыкантов Душковых, Моцарт закончил одну из самых своих лучших произведений - оперу ”Дон Жуан”, пражская премьера которой состоялась в 1787 году. Прелестной хозяйке Бертрамки, певице Жозефине Душковой была посвящена знаменитая ария Моцарта «Bella mia fiama, addio».

В настоящее время в усадьбе устраиваются концерты классической музыки того времени.

Фильм Милоша Формана ”Амадеус” о жизни Моцарта, получивший премию ”Оскар”, снимался в основном в Праге.

Музей миниатюр в Праге

Пражский музей миниатюр – единственный в Чешской Республике, один из немногих в мире. Он находится в ареале Страговского монастыря, недалеко от Пражского града, в самой знаменитой и старейшей части столицы Чехии.

На выставке предложено около 40 экспонатов, каждый из которых уникален: караван верблюдов в ушке иглы, портрет А.П.Чехова на маковом зернышке, автомобили на ножке комара.

А одна из работ в 1997 году была записана в Книгу рекордов Гинесса. Это самая маленькая книга в мире, размером 0,9 х 0,9 мм. На ее 30 страницах, каждая из которых имеет 11 строчек и 220 знаков, напечатан рассказ Чехова «Хамелеон». Миниатюрные копии картин знаменитых художников (Сальвадора Дали, Генри Матисса, Сандро Ботичелли и др.) написанные на пластинах из кости мамонта, размером 10 х 10 мм можно детально рассмотреть с помощью лупы.

Автором работ является русский профессиональный художник, педагог и изобретатель Анатолий Коненко. С 1981 года он первым в Сибири начал заниматься искусством микроминиатюры, в совершенстве овладел техникой письма на маковых и рисовых зернышках, нашел свой уникальный вариант микроживописи, отработал технологию резьбы из скорлупы грецкого ореха, вишневой и других косточек плодовых деревьев, выполнил ряд портретов

С момента открытия (с 1998 года) посетителями музея миниатюр стало более 200 000 человек из разных стран. И все они с нескрываемым удивлением любуются уникальными работами русского мастера.

Музей игрушки в Праге

Главной достопримечательностью Праги без сомнения является Пражский град, резиденция чешских королей, а ныне президента Чешской Республики. Даже если Вы приехали в Прагу всего на один день, то смело отправляйтесь на прогулку именно туда. Вы не только полностью окунетесь в сказочную атмосферу Праги, но совершите настоящее путешествие в детство. Если Вы будете подниматься в град по Старой замковой лестнице, то буквально в ста метрах от ворот, которые днем и ночью охраняют часовые, увидите вывеску «Музей игрушек».

Когда же Вы пойдете вверх по деревянной лестнице средневековой башни, где расположен музей, Вам будет казаться, что Вы поднимаетесь на чердак старого дома. И на этом чердаке, "куда Вас в детстве не пускали родители", спрятаны невероятные волшебные вещи. Еще один шаг по скрипучим ступеням и Вы оказываетесь в настоящем игрушечном королевстве. А хозяин этой волшебной страны - кинорежиссер Иван Штайгр.

Коллекционировать игрушки Иван Штайгр начал в начале семидесятых годов. В 1968 году он эмигрировал из Чехии, и первые свои приобретения сделал в Германии. А случилось это совершенно неожиданно. После окончания кинофакультета пражской Художественной академии по специальности "сценаристика", он снимал трюковые документальные фильмы. И вот для одного своего фильма он искал реквизит. По первоначальному замыслу это должна была быть какая-нибудь старая металлическая игрушка. А когда реквизит для фильма был найден, оказалось, что красота старых игрушек очаровала режиссера, и он не захотел с ними прощаться. А что было дальше? - Съемки фильма были только первым импульсом. Потом все происходило само собой. Он давал объявления в газеты, лазил по чердакам, ходил в гости к знакомым, навещал каких-то бабушек, дедушек и покупал старые вещи, которые людям уже были не нужны. Таким образом, коллекция неустанно увеличивалась, увеличивалась, и через пятнадцать лет в квартире Штайгров в Мюнхене собралось огромное количество игрушек. Несмотря на то, что их мюнхенская квартира - очень большая, для такого количества игрушек она оказалась маленькой.

Музей Альфонса Мухи

Имя художника Альфонса Марии Мухи (1860-1939), прежде всего связано с истоками создания эстетики нового художественного стиля модерн (он же - арт нуво, югендстиль, сецесьон). Талант художника поистине многогранен, ему подвластны практически все виды графики: эстамп, литография, плакат, реклама, театральное оформление , создание мебели, витрин, ювелирных изделий и академическая живопись. Во Франции "стиль Мюша" на некоторое время стал "фирменным стилем" очень популярной тогда в Париже актрисы Сары Бернар и ее театра "Ренессанс". Но "стиль Мюша" - не только виртуозное выполнение театральных афиш, эскизов костюмов и декораций, как части театральной культуры, это также и концептуальное решение интерьеров вплоть до мелочей, созданных в стилистическом единстве, говоря современным языком, истоки эксклюзивного дизайна.

Когда Вы впервые приедете в Чехию, то обязательно обратите внимание на эти прекрасные магические женские изображения, которые будут загадочно смотреть на вас с обложек календарей или со стен отелей и ресторанов. Вы непременно заметите их на многочисленных сувенирах: платках, майках, кружках.

Но настоящего «Муху» в Праге можно увидеть в соборе св. Вита в Пражском граде – один из витражей кафедрального собора создан по его эскизам. С творчеством «зрелого» Мухи в полном объеме можно познакомиться в "приматорском" зале муниципального репрезентативного дома (Obecn? d?m), в оформлении которого Муха выступает в роли художника и живописца, в качестве проектировщика и скульптора - т.е. творца специфического утонченного декоративного стиля.