Храмы и соборы Чехии

Велеград относится к самым прославленным местам поклонения на Моравии. Соединен с резиденцией моравских господ и с местом, откуда распротсранялось моравское христианство по примеру святых Кирилла и Мефодия. Культ славянских апостолов, которые являются вместе со святым Бенедиктом покровителями Европы, сделал из Велеграда место, чья слава и значение давно преодолела границы Чехии. Монастырь был заложен в 1205 году. Претерпел ряд разрушений и изменений. Последняя реконструкция была в 30-ых годах 18 века. Доминирует в Велиградском монастыре костел Вознесения Девы Марии. В 1990 году Велеград посетил Иоанн Павел II. В 1985 году к 1100-летию смерти святого Мефодия папа Иоанн Павел II наградил бизилику титулом Золотой розы (такую честьполучило только несколько храмов во всем мире) и лично приехвл сюда в 1990 году пр своем первом визите в Чехию.

Голешов

Шахматная синагога в Голешове относится к мировым реликвиям, потому что является единственной сохранившейся так называемого польского типа, характерной чертой которого является оформление с мотивами цветов, фруктов и животных. В Голешове евоейское общество проживало еще с 15-го столетия, с ходом времени она разрасталась, так что уже в середине 19-го века евреи составляли третью часть населения. Шахматная синагога датируется серединой 16-го столетия, в 18-м веке ее перестроили в стиле барокко, но его ренессансное ядро было сохранено. Сегодня внутри синагоги находится музейная экспозиция об истории еврейского народа и еврейских памятниках на Моравии. Также стоит упомянуть еврейское кладбище протянулось от Широкой улицы до улицы 17 ноября. Одной стороной кладбище примыкает к монументальному зданию художественно-промышленого музея (музей декоративно-прикладного искусства). Вход на кладбище находится в конце улицы У старого кладбища, начинающейся около Староновой синагоги. Относится к важнейшим еврейским памятникам в мире. Кладбище появилось в первой половине XV века. После ликвидации еще более старого кладбища в Новом городе (там, где сейчас находится Владиславова улица) сюда были перенесены некоторые готические надгробия. До 1787 г. здесь хоронили всех живших в Праге евреев.

Ждяр-над-Сазавой

Памятник признан исключительным образцом мастерства гениального пражского архитектора Джованни Бласиа Сантини, который выбрал в качестве символики пятиконечную звезду. По легенде, над телом утонувшего мученика Непомука появилась корона с пяти звездами. Для постройки в так называемом барочно-готическом стиле использована характерная композиция пятиконечной звезды (у фундамента форма звезды, у костела пять выходов, на главном алтаре пять звезд и пять ангелов). Главный алтарь запечатлел образ мученика, которого ангелы возносят на небеса. Боковые алтари посвящены четырем евангелистам. Фигуры находятся в особенном вихре пламени, и кажется, что они сильно изогнуты. На куполе храма изображен монументальный "язык" святого (символ святого Иоанна Непомука) в огненном кругу. Костел окружен кладбищем и амбитом. Творение Джованни Бласиа Сантини привлекает оригинальностью идеи и блестящей техникой, в которой проявляются как барочные, так и готические элементы, переплетаясь в восхитительное чешское готическое барокко.

Зноймо

В 1350 году Кладрубам был присвоен статус города, а первые поселения в возникли здесь к 1115 году, в этом же году был основан Бенедиктинский монастырь с костелом Девы Марии. В 1421 году гуситами была разрушена постройка романского монастыря XII века, лишь в 1504 году костел был отреставрирован и вновь освящен, а здания монастыря были перестроены в первой половине XVI века. После пожара 1590 года и Тридцатилетней войны здания монастыря были обновлены в 1664 – 1670 годах, тогда же было построено здание прелата. В 1712 – 1728 годах монастырь был перестроен по проекту Я. Б. Сантини-Айхла в стиле барочной готики. В 1739 году построено новое жилое здание по проекту К. И. Динцингофера. Монастырь был закрыт в 1785 году. С 1945 года в нем ведутся реставрационные работы. Здание капеллы имеет свою непростую судьбу: когда на территории предградья был построен пивоваренный завод, эту уникальную постройку использовали для хозяйственных нужд пивовара, владельцы которого впоследствии устроили здесь склад для дерева, была она и свинарником, и пивнушкой с танцульками, и колясочной. Сейчас ротонда, можно сказать, - визитная карточка истории города и оборудован он по последнему слову музейной техники. Этому старинному памятнику с уникальной настенной живописью романского периода посвящен целый сайт клуба приятелей знойемской ротонды: Здание первоначально миноритского, а впоследствии франтишканского монастыря являлось составной частью так называемого «Знойемского Аssisi», строившегося в течение 13 века. В непосредственной близости от входа в королевский град разместился мендикантский орден миноритов, а по соседству расположилась женская ветвь ордена – кларисок. В конце 13в. монастырь служил в качестве места погребения останков чешского короля Пршемысла Отакара II, погибшего в 1278г. в битве на Моравском поле.

Кутна гора

Часовня Всех святых была построена около 1400 года на кладбище истерианского монастыря в Седлеце. Кладбище носило репутацию Святой земли, потому что аббат индржих здесь якобы разбросал горсть глины, привезенной из Иерусалима. Поэтому здесь захоронили не только местные жители, но и из баварии, Польши и Бельгии. В 1318 году былол похоронено 30 тысяч человек, которые умерли во время эпидемии холеры и во время гуситских войн в первой проловине 15-го века. Максимльная площадь достигла 3,5 га. Постепенно оно разрушалось, поэтому прибывающие кости сначала складывали в шесть пирамид по 10 000 костей. Именно по этому образцу Ян Блажей Сантини при обновлении часовни костехранилища. Современный вид способ складирования костей и черепов принял по предложению Карла Шварценберка в 1870 году – интерьер начинается с алтаря и заканчивается люстрой, которая состоит из всех костей человеческого скелета. Всего в костехранилище – самом крупном в Европе – использовано костей 40 000 людей.

Собор Небовознесения Девы Марии и монастырь цистерианский

Самый старший цистерианский монастырь в Богемии был основан в 1142 году в Седлеце. Затем находка серебряных руд, причисляемая монаху Антону из седлецкого монастыря, принес богатство и славу не только Кутной Горе, которая возникла в 1276 году недалеко от Седлеца, но и предоставил финансовые средства на строительство монументального собора Небовознесения Девы Марии в Седлеце. Эта могутная пятинефная базилика была первой готической постройкой французского кафедрального типа в Чехии. В 1421 году собор вместе с монастырем были подвержены нападению гуситских войск и сгорели. Обновлена она была уже на переломе 17-го и 18-го столетия Яном Блажеем Сантини. Найденный стиль, который воплотился именно здесь, - "барочная готика" – не имеет подобия в Европе и объединяет два стиля в привлекательном виде. Время расцвета не продолжалось длительное время, в 1783 году цистерианский монастырь, как и много других, был закрыт по приказанию Иосифа Второго, костел был освящен и использовался вместо склада муки. В 1812 году здесь начали призводить табак. Кафедральный собор Небовосхождения Девы Марии,как часть исторического центра Кутной Горы с 1995 года внесен в список культурного наследия ЮНЕСКО.

Кафедральный собор святой Варвары

Строительство этого собора проходило в несколько этапов и в значительной мере зависело от прибыльности кутногорских шахт. Под воздействием различных событий работы неоднократно прерывались, так что с начала строительства до окончательного завершения в 1905 г. прошло более 500 лет. Кутна Гора всегда стремилась потягаться с Прагой, потому не случайно, что в возведении храма принимали участие пражские строители. Первым проектировщиком собора был Ян Парлерж, сын Петра Парлержа, создателя кафедрального собора св.Вита., следовательно, подобие этих храмов не случайно. С именем зодчего Матиаша Райсека связано строительство пороховых ворот в Праге, свое искусство он показал и здесь: соорудил свод над хором, достроил трифорий и дополнил постройку множеством изделий из камня. Его преемник Б.Рейт воздвиг монументальный свод с резными ребрами, прием, использованный им во Владиславовском зале Пражского Града. Время от времени финансовые проблемы останавливали строительство. Гуситские войны прервали строительство более чем на 60 лет. Во время управления иезуитов храм в значительной степени был перестроен в стиле барокко. Более 300 лет этот редкостный памятник зодчества остается незавершенным. Только в 1884 г. по инициативе местного археологического общества город приступает к дальнейшему строительству, завершенному в 1905 году (возможно поэтому так "неожиданно" решена форма кровли). До сих пор архитектура собора св. Варвары представляет собой замечательный учебник развития готического зодчества в Чехии.

Филиальный костел святого Климентея

Левый Градец был заселен еще в 7- веке, в 9-м род Пршемысловцев здесь построили княжеский кремль, онащенный валом, оттуда и правил первый историчсеки чешский князи Борживой. Тот здесь основал сразу же как принял крещение на Великой Моравии от Мефодия, самый древний христианский костел в Богемии, дороманскую ротонду святого Климента. Поэтому Левы Градец часто называют местом начала христиаства в Чехии. В 982 году здесь прошли выборы Славниковца Войтеха пражским епископом, которые и сейчас отмечают ежегодно при паломничестве на Левы градец. В 1041 году царь Индржих Третий сжег градище и уже никогда оно не было восстанволено. К ротонде в конце 13-го столетия был пристроен готический пресвитериан, но в 1684 году старую ротонду разрушили, к нему пристроили сегодняшнее здание и башню. От первоначальной ротонды только фундамент под сегодняшней барокной постройкой с 17-го века, которые вместе с настенными рисунками со второй половины 17-го века были открыты в 1940 году и каменными барокними надгробьями. В ксотеле представляет интерес главный алтарь со старой романской декорацией и барокной картиной святого Климента с Левы Градцем на фоне. Раритетм также является деревянный стол, чьи ножки сделаны из четырех видов дерева.

Монастырь премонстрианский

Премонстранский монастырь в Милевске основан в 1184 г. Иржем из Милевска; первым его аббатом был Ярлох, знаменитый чешский хронист. Последующее время монастырь относился к одним из самых богатых также культурным и экономическим центром обширной территории. В 1420 год его сожгли до тла гуситы, большинство имущества себе присвоило дворянство, и монастырь был превращен в усадьбу помещика. После битвы на Белой Горе в 1620 году монастырь вернули ордену премонстратов, в этот раз из Ставовского монастыря в Праге, однако ему уже никогда не было суждено вернуть свое бывалое значение. При правлении царя Иосефа Второго в 1785 году монастырь закрыли, превратив его в экономический центр. После революции 1989 года в монастырь вернулись премонстраты, в течение 13 лет продолжалась рекоснтрукция. Самыми древними памятниками монастыря являются первоначальная романская базилика Прихода Девы Марии, которая была когда-то перестроена в барокный стиль, а аткже костел святого Георгия.

Храм святого Николая на Малой Стране

Историческим и современным центром Малой Страны, одного из самых живописных районов Праги, является Малостранская площадь, сохранившая свой неповторимый колорит. Доминанта площади – грандиозное сооружение храм св. Николая (св.Микулаша) как бы делит площадь на две части: верхнюю и нижнюю. Вход в храм – с верхней части площади. Храм был построен на месте бывшего готического костела того же святого. Этот шедевр замечательных архитекторов пражского барокко отца и сына Динценгоферов возник в первой половине 18 века, колокольня достроена не менее известным архитектором Луарго. Внутреннее убранство храма также являет собой образец высочайшего искусства стиля барокко. Фреска (выполненная Кракером в 1761г.) на своде главного нефа, прославляющая св. Николая – одна из крупнейших в Европе (около 1500 кв.м). Купол украшен работами Палека (1751г.), под ним – четыре монументальные статуи в натуральную величину работы Платцера, изображающие отцов церкви. Позолоченная статуя св. Николая на главном алтаре – того же автора. Заслуживают внимания украшающие храм картины выдающегося представителя школы барокко художника Шкреты. Во время своего пребывания в Праге на органах храма играл Вольфганг Амадей Моцарт. Сейчас здесь регулярно организуются концерты.

Монастырь Св. Анежки Чешской

Этот монастырь необычен тем, что является двойным: около 1240 года Анежка основала здесь же мужской монастырь ордена миноритов. У женского монастыря была своя церковь святого Франциска, от которой до настоящего времени сохранился лишь пресбитерий. Эта церковь - одно из первых проявлений ранней готики на территории Чехии. Ее главный неф был освящен в 1234 году. В ней была обнаружена могила короля Вацлава I. Основание Анежкой второго монастыря вызвало необходимость постройки новой церкви, так как церковь святого Франциска отошла к мужскому ордену. Так на территории этого монастыря появилась вторая церковь - святого Сальватора. Обе церкви однонефные с интересными каменными кружевами оконных проемов и необычными замковыми камнями сводов. Из уединенного, наполненного покоем и тишиной северного квартала Староместа вернемся к суетливой и шумной толпе туристов наводняющей Староместскую площадь и прилегающие к ней улицы. Эта площадь заслуженно пользуется особой популярностью у приезжего люда, являясь фактическим сердцем Праги.

Вифлеемская часовня

Вифлеемская часовня (чеш. B?tlemsk? kaple), часовня в Праге (основана в 1391), ставшая в начале 15 в. благодаря проповедям Я. Гуса колыбелью чешского национального движения. С начала гуситских войн (1419-1434) В. ч. стала утрачивать роль центра движения, но оставалась в руках протестантов вплоть до 17 в. После поражения чехов в 1620 в битве при Белой Горе В. ч. была отдана иезуитам. В 1786 в значительной части разрушена. В 1521 г. здесь проповедовал немецкий реформатор Мюцнер. В 1622 году капелла перешла в руки иезуитов, которые в ней обновили богослужение, но в 1786 году после 30-летней войны после роспуска ордена иезуитов ее закрыли и даже снесли. На этом месте вырос жилой многоэтажный дом, который впоследствии был снесен, и археологические исследования показали, что от средневековой постройки сохранились лишь три стены по периметру с рядом готических архитектурных элементов.

Клементинум

Клементинум (Klementinum) Клементинум является самым большим архитектурно-историческим комплексом после Пражского Града; его территория аналогично градской разбита на дворы. За стенами Клементинума первоначально было 25 староместских домов, несколько костелов, садов и доминиканский монастырь. Обосновавшийся в Праге в 1556 г. орден иезуитов приобрел у доминиканского ордена монастырь с костелом Св. Климента и с течением времени скупил соседние здания. Иезуиты также основали в Старом Городе школу, типографию, театр, а с 1622 г. взяли под свой контроль Карлов университет (который с 1654 года стал называться Карло-Фердинандовским). В 1593 г. на территории Клементинума был заложен костел Св. Сальватора, а в 1653 г. иезуитский монастырь - самое большое здание Клементинума, которое строилось почти сто лет. Костел Св. Климента был снесен и в 1715г. на его месте возведен храм в стиле барокко (ныне принадлежит греко-католической церкви). В 1724 г. построена Зеркальная капелла, интерьеры которой богато украшены лепкой и зеркалами (ныне концертный и выставочный зал). В 1723 г. появилась Астрономическая башня Клементинума, которая служила обсерваторией, где уже более 200 лет проводятся также и метеорологические наблюдения. С 1891 г. по 1918 г. на башне ровно в полдень вывешивался флаг, служивший командой для выстрела пушки на Марианской крепостной стене. Выстрел как бы являлся сигналом точного времени.

Бржевновский монастырь

Среди первых распространителей западного христианства на территории Чехии были ордены монахов бенедиктинцев. К старейшим монастырям, которые основали эти монахи, относится Бржевновский монастырь, основанный князем Болеславом II в 993 году. Участие в основании этого монастыря принял и очень известный пражский епископ – святой Войтех, один из самых известных чешских святых. В XI и XII веках возникли и другие бенедиктинские монастыри, особую роль среди этих монастырей сыграл Сазавский монастырь, который был основан святым Прокопом в 1032 году.

Кафедральный собор святого Вита

В соборе проходили коронации чешских правителей, некоторые из них похоронены здесь же, так что собор для жителей Праги – место священное. Собор Святого Вита является духовной, художественной и национально-исторической святыней Чехии. С 926 года на месте современного грандиозного храма, построенного в готическом стиле, существовала небольшая, круглая в плане церковь Святого Вита, фундаменты которой частично сохранились. В ХI столетии ее перестроили в трехнефную базилику. В XIV веке Пражское епископство было преобразовано в архиепископство. В связи с этим повышением статуса Праги чешский король Ян Люксембургский задумал строительство нового собора, призванного символизировать славу Чешского королевства. В 1344 году в Прагу был приглашен французский архитектор Матье из Арраса. Он был назначен на должность главного строителя Праги. Матье из Арраса разработал план собора Святого Вита, сохранявшим схему, традиционную для готических соборов Южной Франции. В этом же году в присутствии короля Яна Люксембургского и его сыновей 21 ноября 1344 года состоялась торжественная закладка первого камня собора.

Ровенско под Тросками

Ровенско под Тросками - городок в регионе Чешский рай (14 в). Здесь родился Вацлав К.Н.Ровенский - кантор, капельмейстер вышеградский и композитор духовной музыки. Костел святого Вацлава - готический храм 14-16 веков. Старейшим храмовым памятником является ренессансное надгробие Индржиха Смиржицкого, владельца имения Ровенско. Здесь же, в костеле - могила Ровенского. Самым уникальным местным памятником является отдельно стоящая деревянная звонница с перевернутыми колоколами 1630 года. Нынешняя звонница построена на восьмиугольном основании из крепких деревянных брусьев и досок. Под крышей звонницы и находятся известные во всем мире колокола, перевернутые языками кверху. Каждый из трех колоколов имеет свое имя, их высота 59, 75 и 110 см ,диаметр от 85 до 1.29 см.

"Бывший бенедиктинский монастырь

Основанный монахом Прокопом в первой половине XI века старославянский монастырь. Позже был перестроен в стиле барокко. В период правления Иосифа II монастырь закрылся. В XIX веке был перестроен в замок. С экскурсоводом можно осмотреть экспозицию «Старославянская Сазава», капитул с настенными росписями XIV века, трапезную в стиле барокко. Самостоятельно можно посетить экспозицию стекольного завода «Кавалиер» на втором этаже замка.Использование славянского языка прицерковных обряжах был с 1097 года запрещено, монастырь отошел бенедиктинцам из Бржевнова, которые здесь проводили латинскую литургию. Потом монастырь перестраивали, хотя сам храм так и не достроили – строительство в конце концов прекратили в начале 15-го столетия вовремя гуситских войн, когда монастырь подожгли, а монахов выгнали. Со времен готики здесь остался каркас от готического костела святого Прокопа, абатская часовня и часть капитульного зала с фресками придворных художников царя Карла IV.

Пражская лоретта

Пражская Лорета является наиболее посещаемым паломническим местом Праги. Помимо своей религиозной ценности Лорета является самым примечательным памятником стиля барокко в современной Праге. Появление Лореты в Праге связанно с периодом контреформации в Европе, когда католическая церковь боролась за расширение и укрепление католицизма. Основательницей Лореты в 17 столетии выступила пражская аристократка Катерина из Лобковиц. С перерывами пражская Лорета строилась до середины 18 столетия. Особый интерес в Лорете представляет копия «святой хижины», костел девы Марии и противоречивая капелла святой Старосты. Большого интереса заслуживает и лоретанская сокровищница где помимо всего прочего находится знаменитая монстрация «Пражское солнце» украшенная 6 222 алмазами.